В настоящее время спасательное снабжение морских судов в нашей стране регламентируется в зависимости от назначения судна и района плавания национальными Правилами, устанавливающими пять градаций района плаваний.
Район плавания имеет пять градаций:
— неограниченный район плавания;
— ограниченный район плавания I — район закрытых морей, а для открытых морей район, ограниченный расстоянием до 200 миль от места-убежища, с предельным расстоянием между местами убежища до 400 миль;
— ограниченный район плавания II — в открытых морях район, ограниченный расстоянием до 50 миль от места убежища, с предельным расстоянием между местами убежища до 100 миль; в закрытых морях границы устанавливаются Регистром;
— смешанный район плавания ПСП (река — море) — внутренние водные пути и морские районы с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль с допустимым расстоянием между местами убежища до 100 миль; в закрытых морях— до 100 миль, с расстоянием между местами убежища до 200 миль;
— ограниченный район плавания III — прибрежные районы, акватории портовых вод и рейды, имеющие границы, установленные Регистром.
Для пассажирских судов неограниченного, ограниченного I и ограниченного II районов плавания местами в спасательных шлюпках каждого борта следует обеспечивать 50 % общего количества находящихся на судне людей.
Количество спасательных плотов должно быть достаточным для размещения 25, 10 и 100 % общего числа людей соответственно для пассажирских судов неограниченного, ограниченного I и III районов плавания.
Плавучие приборы должны обеспечить спасение 3—5 % общего количества людей.
Для судов неограниченного района плавания допускается уменьшение вместимости спасательных шлюпок одного борта до 37,5 % общего числа людей при условии замены их спасательными плотами.
Все спасательные плоты на пассажирских судах неограниченного района плавания должны быть приспособлены для спуска на воду с полным количеством людей. Для уточнения спасательного снабжения судов других категорий плавания следует обратиться непосредственно к тексту Правил.
Морские грузовые суда неограниченного и ограниченного I районов плавания должны иметь на каждом борту шлюпки, рассчитанные на посадку всех людей. Вместимость всех плотов на этих судах должна быть достаточной для размещения половины экипажа. На судах ограниченного II района плавания предусматриваются только шлюпки, суда ограниченного III района плавания снабжают только плотами, рассчитанными на весь экипаж. На судах неограниченного района плавания с валовой вместимостью свыше 1600 per. т должна быть, по крайней мере, одна моторная спасательная шлюпка. Если длина судна превышает 150 м и оно не имеет средней надстройки, то в носовой части должен быть дополнительный плот, вмещающий не менее 6 чел.
Вместимость спасательных средств на нефтеналивных судах, за исключением танкеров ограниченного района плавания III, соответствует нормам для сухогрузных судов. Спасательные шлюпки на этих судах должны быть закрытого типа и обеспечивать защиту людей от огня и дыма. На нефтеналивных судах валовой вместимостью свыше 3000 per. т с каждого борта должно быть расположено не менее двух шлюпок. Однако, если их размещение затруднительно, то может быть допущена одна шлюпка с борта.
На рыболовных судах неограниченного и ограниченного I районов плавания предусмотрены шлюпки для посадки половины общего количества людей с каждого борта. Суммарная вместимость плотов должна быть достаточной для всех людей. Спасательные плоты являются основным спасательным средством на рыболовных судах ограниченного II и III районов плавания.
На малых судах (длиной до 45 м) допускается только одна моторная шлюпка, рассчитанная на 50 % общего числа людей на судне. Спусковое устройство такой шлюпки должно обеспечивать ее спуск с любого борта. Если на рыболовных судах невозможна или нецелесообразна установка спасательных шлюпок, они могут быть заменены спасательными плотами равной вместимости.
На всех судах спасательные жилеты должны предусматриваться для каждого человека, находящегося на борту. Дополнительное количество жилетов на пассажирских судах должно составлять не менее 5 % общего числа людей, кроме этого, должны быть детские жилеты из расчета 10 % общего числа пассажиров. На грузовых судах предусмотрены дополнительные жилеты для вахтенного персонала.