На морских буксирах к основным элементам буксирного устройства относятся гаки, арки и лебедки.
Буксирные гаки служат для закрепления и быстрой отдачи буксирных канатов. Помимо этого, гаки должны допускать изменение направления буксирного каната в широких пределах и поглощать энергию рывков, возникающих при буксировке. Для того чтобы уменьшить влияние натяжения буксирного каната на остойчивость, буксирные гаки должны располагаться невысоко над палубой. Конструкции буксирных гаков весьма разнообразны; их постоянно совершенствуют, учитывая то значение, которое они имеют не только для удобства эксплуатации, но и безопасности судна.
На морских буксирных судах применяют откидные буксирные гаки — открытые и закрытые, без амортизаторов и с амортизаторами. В отечественном судостроении применяют гаки, специальной конструктивной схемы. В настоящее время разработан и вводится новый ряд типоразмеров гаков с амортизаторами. Например такой как закрытый буксирный гак без амортизатора.
Он состоит из следующих основных деталей: крюка, защелки, рычага, стопорного рычага, серьги, обоймы собачки с пружиной, рычага отдачи, кулачка, регулировочного винта.
Конструкция гака допускает дистанционную отдачу. Угол поворота гака в вертикальной плоскости составляет 45°. Выше отмечалось, что своевременная отдача буксирного каната, особенно, когда он направлен перпендикулярно к диаметральной плоскости буксира, чрезвычайно важна для обеспечения безопасности последнего. В большинстве случаев применяемые буксирные гаки снабжены механическими, гидравлическими или пневматическими приспособлениями для дистанционной отдачи буксирного каната.
Большое число серьезных аварий буксиров было вызвано отказами устройства автоматической отдачи каната. Принцип работы этих устройств заключается в том, что при достижении буксиром опасного крена гак освобождает удерживаемый им трос. Существует много различных вариантов устройств для автоматической отдачи буксирного троса. Наиболее перспективным является устройство, в котором используется принцип сообщающихся сосудов.
Система имеет два ртутных замыкателя, которые при заданном крене судна замыкают электрическую цепь и подают питание к электромагнитному клапану, регулирующему подачу воздуха в рабочий цилиндр, шток которого воздействует на систему рычагов, раскрывающих гак. По требованию техники безопасности независимая ручная отдача буксирного каната должна осуществляться из рулевой рубки или с ходового мостика. Конструктивные размеры основных элементов буксирных гаков рассчитывают исходя из действия внешней растягивающей нагрузки, равной номинальному тяговому усилию. Такая нагрузка прикладывается к гаку при буксировке с использованием полной мощности буксира. Такие динамические явления, как рывки и качка, учитываются коэффициентом динамичности, равным двум. Запас прочности выбирают исходя из того, что при обрыве буксирного каната детали гака не должны иметь следов разрушения.
В этом устройстве реализуется принцип нарастающей прочности, т. е. гак должен быть прочнее буксирного каната, а элементы крепления гака к корпусу судна должны быть прочнее, чем детали гака, для которых коэффициент запаса прочности должен быть не меньше четырех.
Буксирные арки предназначены для защиты людей, а также предметов на палубе от повреждений буксирным канатом. Буксирная арка, может быть укрепленна на фальшбортах кницами. Вся конструкция выполнена из труб. Очертания буксирных арок могут быть выбраны произвольно, но так, чтобы в рабочем положении буксирный канат имел плавную форму. Очертания нижних частей арок не должны иметь излишней кривизны, которая затрудняет подъем буксирного каната из воды на арки.