Основные элементы якорного устройства и их назначение

Путешествия бизнес авиацией

При эксплуатации морских судов и плавучих со­оружений часто возникает необходимость удерживать эти объ­екты в заданном районе акватории.

Причинами этого могут быть:

ожидание освобождения причала;

погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на рейде;

проведение некоторых ра­бот в открытом море промысловыми и рыбообрабатывающими базами, гидрографическими, специальными судами и судами- спасателями;

ожидание лучших погодных условий;

предотвра­щение дрейфа в случае поломки энергетической установки или рулевого устройства и т. д.

Для таких плавучих сооружений, как плавучие маяки, швар­товные бочки, буи и буйковые системы, рейдовое оборудование, надежное закрепление — необходимое условие выполнения ос­новных функций. Для надежного закрепления судов и указанных выше со­оружений используют якорное устройство, которое обеспечивает стоянку судна или другого плавучего сооружения в заданном районе акватории только за счет собственных средств. В некоторых случаях якорное устройство, а также его эле­менты могут быть использованы для буксировки и торможения судна.

Для нормальной работы судового якорного устройства необ­ходимо:

— использование удерживающей способности якоря при его взаимодействии с грунтом дна акватории;

— надежная работа якорных канатов при стоянке судна на якорях;

— быстрая отдача якорей и якорных канатов (цепей) на не­обходимую длину и их уборка при снятии с якоря;

— удобное и надежное крепление и хранение якорей и якор­ных канатов во время переходов.

Якорное устройство обычно включает следующие основные элементы:

— якорь, который благодаря своей массе и форме входит в грунт, создавая тем самым необходимое сопротивление пере­мещению судна или плавучего объекта; Основные элементы якорного устройства. 1 — брашпиль; 2 — фрикционный стопор; 3 — цепной стопор; 4 — якорная цепь; 5 — крышка якорного клюза; 6 — якорный клюз; 7 — якорь; 8 — цепной ящик; 9 — цеп­ная труба; 10 — механизм крепления и отдачи якорной цепи.

Читайте также  Транспортировка груза на судах-баржевозах

Путешествия бизнес авиацией

— якорный канат, передающий усилие от судна к находя­щемуся на грунте якорю, используется для отдачи и подъема якоря;

— якорные клюзы, позволяющие якорному канату прохо­дить сквозь элементы корпусных конструкций, направляющие движение канатов при отдаче или выбирании якоря, служат для хранения якорей по-походному;

— якорный механизм, обеспечивающий отдачу и подъем якоря, торможение и стопорение якорного каната, подтягива­ние судна к якорю, закрепленному в грунте;

— цепные и якорные стопоры, которые служат для закреп­ления якорного каната при стоянке судна на якоре и для креп­ления якоря по-походному;

— цепные ящики для размещения якорных канатов на судне;

— механизмы крепления и отдачи якорного каната, обес­печивающие крепление коренного конца якорного каната и быструю его отдачу в случае необходимости.

По назначению и условиям эксплуатации плавучих соору­жений различают:

— устройства морских транспортных, промысло­вых и пассажирских судов, плавучих маяков, причалов и молов;

— морских навигационных буев и буйковых станций;

— глубоковод­ные якорные устройства специальных судов;

— якорные устрой­ства плавучих буровых платформ; плавучих доков; дноуглуби­тельных снарядов и рейдового оборудования.

По месту расположения на судне различают носовые и кор­мовые якорные устройства. Расположение и состав таких уст­ройств для морских транспортных судов по типу якорных механизмов разделяют на устройства с брашпилем, со шпилями или якор­ными (якорно-швартовными) лебедками.По способу размещения якорей якорные устройства бывают с обычными якорными клюзами, с якорными нишами, с высту­пающими клюзами, с открытыми палубными клюзами, без клю­зов (хранение якорей на палубе).

В зависимости от глубины предполагаемой якорной стоянки якорное устройство может быть отнесено к обычному или глу­боководному. В общем случае необходимая длина якорного каната, м, оп­ределяется по формуле включающей такие параметры как глубина якорной стоянки, интенсивность на­грузки каната и передаваемая на якорь сила, Н. К этой длине прибавляется длина участка каната, лежащего на грунте, что обеспечивает горизонтальную передачу усилия к якорю.

Читайте также  Соотношение судовых и портовых устройств

Длина свободно висящей цепи, в которой максимальное уси­лие равно пробной нагрузке, составляет — 1200 м. При нор­мальной глубине якорной стоянки (80—90 м) и держащей силе якоря, равной четырем его массам, максимальное усилие соот­ветствует массе 240-метровой свободно висящей цепи (обычно масса якоря близка к массе 40-метровой цепи). Таким образом, максимальное натяжение якорной цепи соответствует пятикрат­ному запасу прочности.

При увеличении глубины якорной сто­янки и сохранении расчетных внешних условий запас прочности начинает снижаться. В том случае, когда снижение становится недопустимым, приходится переходить к другому конструктив­ному решению: якорные цепи должны заменяться тросами, ко­торые имеют существенно меньшую массу при равном допусти­мом натяжении. Длина свободно висящего троса, в котором максимальное усилие равно пробному, около 8000 м.