Сцепные устройства морских толкаемых составов

Путешествия бизнес авиацией

Появление составных судов было вызвано разви­тием буксировки толканием. Применительно к морским усло­виям различают два типа составных судов. Первый тип — тра­диционный комплект буксир-баржа. Носовую часть обычного буксира-толкателя снабжают специальным устройством, обес­печивающим надежное соединение с несамоходной баржей. Второй тип — суда, в которых энергетическая секция представ­ляет собой кормовую оконечность судна, по своим размерам и форме обводов являющуюся естественным продолжением ос­новной грузовой части, но вполне автономную и способную к самостоятельному передвижению.

При создании составных судов большое внимание следует уделить надежности соединения баржи с буксиром. Сцепы морских составных судов могут быть жесткими (неподвиж­ными), ограниченно подвижными и подвижными.

Принципиальная схема жестких неподвижных соединений составных судов такова: для соединения двух частей судна в кормовой оконечности грузовой части пре­дусмотрены два выступа в виде полых параллелепипедов-проу­шин, а у энергетической секции — две выемки. Перед сцепкой обе части судна дифферентуют так, чтобы при стыковке вы­ступы вошли в выемки, после чего опускают вертикальные шкворни, которые проходят через проушины выступов.

Опуска­ние и подьем шкворней производят реечным механизмом с по­мощью электродвигателя. При опускании шкворней происходит выравнивание транцев и их плотное прилегание. Это соединение позволяет передавать изгибающий и скручивающий моменты, нормальную и поперечную силы.

Путешествия бизнес авиацией

Достоинством такого составного судна является то, что энер­гетическая кормовая часть, в которой размещено машинное от­деление, может эксплуатироваться с несколькими грузовыми секциями, а это при надлежащей организации работы может дать заметный экономический эффект. Часто используется схема жесткого соединения с тремя упорами.

Сцеп применяют для эксплуатации в прибрежных водах. Жесткое неподвижное соединение обеспечивается за счет осо­бой формы носа толкача, входящего в кормовой вырез баржи. В корме баржи по бортам имеются два выступа и одна счальная выемка в ДП, образующие три счальные связи. Контакт­ные поверхности выемок защищены массивными деревянными брусьями. На толкаче предусмотрена воздушно-водяная струй­ная система для очистки контактных поверхностей выемок и выступов от загрязнений.

Читайте также  Морские буксиры

Ограниченно подвижное соединение Артубар предназначено для толкания барж в море. В корме баржи сде­лана глубокая выемка, форма которой согласована с обводами носовой оконечности толкача. С внутренней стороны выемки симметрично относительно ДП сделаны два вертикальных ряда цилиндрических гнезд. В носовой оконечности толкача перпендикулярно к диамет­ральной плоскости укреплены соосно два выдвижных штока с гидроцилиндрами. При входе толкача в выемку баржи путем измерения дифферента толкача или баржи центры гнезд сов­мещают с осями штоков. Далее с помощью гидроцилиндров задвигают штоки в гнезда. Имеется несколько гнезд для сцепки толкача с груженой или с порожней баржей. Как видно в соединенном состоянии суда могут поворачиваться одно относительно другого.

Следует отметить, что идея составных судов считается в ми­ровой морской практике весьма перспективной, и усилия кон­структоров должны быть направлены на создание надежных систем соединения энергетической и грузовой секций.