Появление составных судов было вызвано развитием буксировки толканием. Применительно к морским условиям различают два типа составных судов. Первый тип — традиционный комплект буксир-баржа. Носовую часть обычного буксира-толкателя снабжают специальным устройством, обеспечивающим надежное соединение с несамоходной баржей. Второй тип — суда, в которых энергетическая секция представляет собой кормовую оконечность судна, по своим размерам и форме обводов являющуюся естественным продолжением основной грузовой части, но вполне автономную и способную к самостоятельному передвижению.
При создании составных судов большое внимание следует уделить надежности соединения баржи с буксиром. Сцепы морских составных судов могут быть жесткими (неподвижными), ограниченно подвижными и подвижными.
Принципиальная схема жестких неподвижных соединений составных судов такова: для соединения двух частей судна в кормовой оконечности грузовой части предусмотрены два выступа в виде полых параллелепипедов-проушин, а у энергетической секции — две выемки. Перед сцепкой обе части судна дифферентуют так, чтобы при стыковке выступы вошли в выемки, после чего опускают вертикальные шкворни, которые проходят через проушины выступов.
Опускание и подьем шкворней производят реечным механизмом с помощью электродвигателя. При опускании шкворней происходит выравнивание транцев и их плотное прилегание. Это соединение позволяет передавать изгибающий и скручивающий моменты, нормальную и поперечную силы.
Достоинством такого составного судна является то, что энергетическая кормовая часть, в которой размещено машинное отделение, может эксплуатироваться с несколькими грузовыми секциями, а это при надлежащей организации работы может дать заметный экономический эффект. Часто используется схема жесткого соединения с тремя упорами.
Сцеп применяют для эксплуатации в прибрежных водах. Жесткое неподвижное соединение обеспечивается за счет особой формы носа толкача, входящего в кормовой вырез баржи. В корме баржи по бортам имеются два выступа и одна счальная выемка в ДП, образующие три счальные связи. Контактные поверхности выемок защищены массивными деревянными брусьями. На толкаче предусмотрена воздушно-водяная струйная система для очистки контактных поверхностей выемок и выступов от загрязнений.
Ограниченно подвижное соединение Артубар предназначено для толкания барж в море. В корме баржи сделана глубокая выемка, форма которой согласована с обводами носовой оконечности толкача. С внутренней стороны выемки симметрично относительно ДП сделаны два вертикальных ряда цилиндрических гнезд. В носовой оконечности толкача перпендикулярно к диаметральной плоскости укреплены соосно два выдвижных штока с гидроцилиндрами. При входе толкача в выемку баржи путем измерения дифферента толкача или баржи центры гнезд совмещают с осями штоков. Далее с помощью гидроцилиндров задвигают штоки в гнезда. Имеется несколько гнезд для сцепки толкача с груженой или с порожней баржей. Как видно в соединенном состоянии суда могут поворачиваться одно относительно другого.
Следует отметить, что идея составных судов считается в мировой морской практике весьма перспективной, и усилия конструкторов должны быть направлены на создание надежных систем соединения энергетической и грузовой секций.