Транспортировка груза на судах-баржевозах

Путешествия бизнес авиацией

Первые проекты судов-баржевозов были созданы в начале 60-х годов, а в 1969 г. первый баржевоз вышел на линию между Мексиканским заливом и Северной Европой. Но­вый принцип обработки генеральных грузов привлек внимание ряда судоходных компаний, и в настоящее время в различных районах Мирового океана эксплуатируется около 50 судов-бар­жевозов.

При проектировании судов-баржевозов с самого начала разработок учитывались перспективы международной стандартизации. Именно этим можно объяснить принятые размеры барж. Считалось, что они должны быть кратными размерам стандартных контейнеров ISO для эффективного размещения в трюмах как лихтеров, так и контейнеров. Отсюда получена длина баржи LASH (Lighters Aboard Ship), немногим боль­шая, чем суммарная длина трех 20-футовых контейнеров. Ши­рина (9,5 м) принята максимально допустимой из условия проводки по основным внутренним путям Европы. Ширина лихтеров Seabee равна ширине барж, которые ис­пользуют на внутренних водных путях США, а длина состав­ляет половину длины барж.

Системы LASH и Seabee используют баржи различных размеров. Однако это чисто количественное различие, не име­ющее принципиального характера.

Основное различие между двумя основными типами судов-баржевозов заключается в спо­собе погрузки и разгрузки барж. Корпус судов типа LASH делят несколькими поперечными переборками на водонепроницаемые отсеки, в которые опу­скают баржи. На судах типа Seabee устанавли­вают непрерывные водонепроницаемые палубы, баржи при по­грузке-разгрузке перемещают вдоль палубы.

Бо­лее подробно выполнение грузовых работ будет рассмотрено па примере реальных проектов судов-баржевозов.

На судах типа LASH погрузку и разгрузку выполняют с по­мощью продольно перемещающегося крана. Для обеспечения приема баржи (или спуска ее на воду в случае разгрузки) в кормовой оконечности судна сделан П-образный выступ, на который выходят направляющие крана, проходящие непре­рывно по всей длине открытой верхней палубы.

Принят следующий порядок выполнения грузовых операций. Сначала баржу подают к корме судна вспомогательным бук­сиром и захватывают ее краном. Затем баржу поднимают краном до крайнего верхнего положения. Перемещаясь по про­дольным направляющим, кран доставляет баржу к нужному трюму. После этого баржу опускают в трюм и закрепляют для дальнейшей транспортировки. Скорость вертикального перемещения баржи при подъеме или спуске равна 3 м/мин, а скорость горизонтального перемещения крана 0,5 м/с. Полученные цифры позволяют оценить скорость погрузки или разгрузки, составляющую ~2,5—3 баржи/ч. По некоторым источникам эта величина может составить 3—4 баржи/ч. Баржи размещают в трюмах судна, в вертикальных направ­ляющих до четырех по высоте. Кроме того, два яруса барж перевозят на открытых палубах. Это позволяет довести общее число перевозимых барж на самых крупных судах этого типа до 75—80. Захватное устройство крана и способы закрепления барж такие же, как при контейнерных перевозках, с учетом некото­рых изменений, связанных с необходимостью обеспечения требуемой прочности захватных устройств, а их некоторые конструктивные отличия связаны с тем, что по углам баржи под захватными фитингами устанавливают специальные стойки.

Читайте также  Судовые грузовые устройства

Как правило, подачу барж к судну-баржевозу и их пере­движение по акватории порта осуществляют портовые буксиры. Эта процедура усложняется при выполнении грузовых опера­ций в необорудованных акваториях (устье рек и т. п.), где баржи собирают в плот для дальнейшей транспортировки по внутренним водным путям.

На судах типа Seabee грузовые операции выполняют подъ­емником, который имеет форму прямоугольной коробчатой платформы с внутренним набором. На палубе платформы ус­тановлены опоры для барж и направляющие транспортера. По бокам платформы имеются катки, ограничивающие пере­мещение платформы в продольном и поперечном направлениях во время подъема и спуска. На палубе юта размещают двухбарабаипые лебедки (по три с каждого борта), которые обеспечивают движение подъ­емника. Каждую группу лебедок приводит в действие гидрав­лическая система. Работу систем регулирует синхронизатор, что дает возможность регулировать уровень палубы платформы. Система обеспечивает подъем самой платформы (масса со­ставляет около 540 т) и двух полностью загруженных барж (масса 2000 т). Допускается также погрузка одной баржи размером 29,63X21,33 м с грузом до 1700 т. Подъемник доставляет баржи к одной из трех грузовых палуб. Дальнейшее перемещение барж обеспечивается тран­спортером, представляющим собой стальную раму длиной около 30 м, на которую опираются 12 тележек с индивидуаль­ными электроприводами. На раме установлены также 46 ре­версивных гидроцилиндров. Рабочая жидкость к ним подается от восьми насосов, размещенных между корпусами тележек. Пункты управления транспортером расположены в кормовой части каждой палубы и в районе размещения каждой пары барж. С палубы на палубу транспортер переносится подъем­ником. Баржи, перевозимые на верхней палубе, раскрепляют по-походному найтовами. На нижних палубах используют вин­товые пневматические ограничители.

Путешествия бизнес авиацией

Последовательность грузового цикла такова. Буксиры по­дают две баржи в корму судна и устанавливают их над по­груженным подъемником. Положение барж над подъемником корректируют с помощью двух лебедок, расположенных на па­лубе по бортам, затем баржи раскрепляют швартовами. Подъ­емник доставляет баржи до уровня нужной палубы. Рельсы на платформе подъемника и на палубе соединены подвижными направляющими, по которым транспортер переходит на подъ­емник. Гидравлические домкраты поднимают баржи с подъем­ника, и транспортер перевозит их к месту закрепления на па­лубе. По окончании погрузки подъемник закрепляют в поло­жении по-походному у верхней палубы, а П-образный вырез в корме закрывают специальным лацпортом.

Читайте также  Схемы кранового вооружения морских судов

Среднее время грузового цикла без учета возможных за­держек 30—35 мин. Следовательно, полный комплект из 38 барж, из которых 14 перевозят на верхней открытой палубе и по 12 на главной и нижней палубах, может быть погружен на судно за 13 ч.

Рассмотренные выше баржевозы типов LASH и Seabee — суда довольно больших размерений, длина которых превышает 250—260 м, а ширина близка к 32 м (предельный размер, до­пускающий проход судна через Панамский канал).

Несколько обособленно в классе судов-баржевозов стоит судно типа Bacat-I (Barges Aboard Catamaran), вступившее в эксплуатацию в начале 1974 г. Судно, хотя и названо ката­мараном, таковым в полном смысле слова не является, по­скольку в носовой части корпуса сходятся и носовая оконеч­ность имеет вид обычного однокорпусного судна. На всех типах судов-баржевозов успешное выполнение гру­зовых операций связано со строгим контролем крена и диф­ферента.

Так, на судах, типа Bacat-I допускается крен не бо­лее 3° и дифферент не более 1,5°. Выполнение этих требова­ний возможно только при установке автоматических креновых и дифферентных систем, поскольку прием каждой очередной партии груза существенно меняет посадку судна. Большие габариты и масса барж требуют контроля очеред­ности выполнения отдельных операций грузового цикла и ог­раничения их неконтролируемых перемещений в процессе по­грузки.

Рассмотрим этот вопрос на примере судна типа LASH. В процессе подъема баржи с воды ее перемещения в гори­зонтальном направлении ограничиваются направляющей, рас­положенной вертикально на кормовой переборке корпуса судна. Эта направляющая выступает над верхней палубой судна на высоту 1,2—1,5 м, что обеспечивает «передачу» баржи с нее на направляющие крана. В верхней части крана расположены концевые вы­ключатели, срабатываю­щие, когда баржа будет поднята до крайнего верх­него положения. Таким об­разом, горизонтальное пе­ремещение крана возможно только при полностью под­нятом захватном устрой­стве (с баржей или без нее).

Читайте также  Суда с горизонтальной погрузкой

Выше были рассмотрены проекты судов, перевозя­щих только баржи. Существуют суда, перевозящие как баржи, так и контейнеры. Например, судно «Бако-лайнер-I», которое эксплуатируется на линии Европа — Западная Африка с 1979 г., интересно тем, что было спроектировано и построено с учетом возможности захода в мелководные порты (при длине L=195m осадка всего 6,7 м). В носовой оконечности судна имеются во­рота, через которые вода может войти в трюм. В диаметраль­ной плоскости установлена непрерывная водонепроницаемая пе­реборка. Баржи, находящиеся на плаву, заводят в трюм с по­мощью буксира. После размещения в трюмах всех барж (по шесть с каждого борта) носовые ворота закрывают и воду от­качивают. Для обеспечения возможности подачи в трюм барж как в полном грузу, так и порожнем высота трюма должна состав­лять не менее 10 м. Это приводит к тому, что после удаления из трюма воды и закрепления барж по-походному значительная часть объема трюма остается свободной. Груз в баржах составляет менее 50 % дедвейта судна. Для пол­ного использования грузоподъемности судна на верхнюю па­лубу принимается до 500 20-футовых контейнеров.

Как уже отмечалось, судно предназначено для рейсов в порты, где от­сутствуют контейнерные терминалы. Соответственно, на «Бако- лайнер-I» имеется собственный перемещающийся контейнерный кран грузоподъемностью 40 т.

Следует иметь в виду, что правильный выбор соотношения высоты закрепления баржи в трюме и осадки судна в грузу исключает возникновение аварийной ситуации даже в случае нарушения непроницаемости корпуса. Палуба баржи оказы­вается выше аварийной ватерлинии и препятствует созданию значительной площади свободной поверхности воды.

В заключение отметим, что в области транспортировки гру­зов на судах-баржевозах накоплено пока еще мало опыта, это затрудняет совершенствование таких судов.