Транспортные объединения грузов

Путешествия бизнес авиацией

Термин «транспортное объединение грузов» появился в начале 50-х годов. Длительное время совершенствование морских транспортных судов имело несколько односторонний характер. Улучшались мореходные качества судов, росла их энерговооруженность, скорость и т. д. Неизменными оставались только методы выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В результате сухогрузные суда стали большую часть времени простаивать в портах. По некоторым данным продолжительность грузовых операций составляла до 60 % общего времени эксплуатации судна. Тщательный пооперационный анализ показал, что значительная часть времени затрачивается на формирование комплекта грузов (подъема) на причале непосредственно перед его подачей на борт судна. Для уменьшения потерь времени было предложено предварительно объединять грузы в подъемы еще до прихода судна.

Все это обусловило появление транспортных объединений грузов, под которыми подразумевается создание тем или иным способом комплекта грузов, сохраняющегося на всем пути от изготовления к потребителю либо на значительной его части. Предварительное объединение груза исключает необходимость формирования подъема на причале, а их одинаковая или близкая форма открывает возможности механизации практически всех этапов грузовых работ. Первым вариантом транспортных объединений были паллеты (поддоны).

Паллет — это устройство, на котором может быть объединено некоторое количество груза (массой до 2 т или объемом до 3,5 м3) для формирования единичного комплекта с целью его последующей транспортировки, перегрузки или складирования с использованием механического оборудования. Это устройство представляет собой два жестких щита, разделенных ребрами жесткости, или один щит, опирающийся на ножки. Общая высота паллета должна быть минимальной, но достаточной для использования вилочных погрузчиков. Первоначально паллеты являлись собственностью порта. Однако постепенно перешли к сквозной транспортировке от изготовителя к потребителю. В настоящее время перевозки груза на паллетах составляют значительную долю в общем объеме перевозок. Возможность использования паллетов в международной торговле появилась после утверждения Международной организацией по стандартам (ISO) их размеров: 80X120 см; 100Х Х160 см; 120X180 см. В большинстве случаев паллеты используют только для перевозки морем. Если возникает необходимость передачи груза на другие виды транспорта, подъем расформировывают.

Читайте также  Схемы кранового вооружения морских судов

Путешествия бизнес авиацией

Создание сквозной системы транспортировки грузов связано с использованием контейнеров. Контейнерные перевозки наиболее эффективны в том случае, когда груз, помещенный в контейнер, остается там независимо от того, какие виды транспорта принимают участие в перевозках — автомобильный, железнодорожный или морской. Впервые контейнерные перевозки начали распространяться в середине 50-х годов. В настоящее время значительная часть грузов уже передана для контейнерных перевозок. Создается четвертое поколение судов-контейнеровозов. Суда-контейнеровозы последних лет постройки принимают на верхнюю палубу до четырех ярусов контейнеров. Этим компенсируется потеря кубатуры внутренних помещений, в которых размещается груз. Контейнер помимо эффективного выполнения грузовых операций должен обеспечивать размещение грузов, их хранение, защиту от воздействия неблагоприятных погодных условий и механических повреждений.

В среднем в 20-футовый контейнер помещается около 14 т груза, в 40-футовый — 25 т. При проектировании грузовых устройств необходимо знать максимальную массу. В расчетах ее принимают 22 и 32 т, что несколько превышает цифры, приведенные в стандарте. Трейлеры как еще один вариант транспортных объединений представляют собой контейнеры, поставленные на колеса. Они мало отличаются от контейнеров по количеству принимаемого груза, его размещению, сохранности и т. д. Дальнейшим развитием транспортных объединений явилось использование для этой цели барж. Сами баржи (иногда их называют лихтерами) являются по сути дела плавучими контейнерами больших размеров.

Рассмотрим преимущества транспортировки груза в баржах. Баржевозы могут выполнять грузовые операции, не швартуясь к причалу, а находясь в более или менее защищенной акватории. Это исключает задержки, связанные с ожиданием причалов, недостаточной глубиной у причала и т. п. Прямые капиталовложения на кубический метр грузового объема для барж оказываются меньшими, чем для контейнеров в соотношении, примерно равном 1 : 1,2. Срок службы баржи — 25 лет, а контейнера—10 лет. Несмотря на то что баржа стоит в 10 раз дороже контейнеров равного суммарного объема, ежегодные отчисления на амортизацию для баржи LASH составляют только половину от отчислений для эквивалентного количества контейнеров. Стоимость транспортировки грузов по внутренним водным путям оказывается меньше стоимости транспортировки контейнеров на автомобильном или железнодорожном транспорте. Размеры барж и способы погрузки дают возможность размещать в них более разнообразные грузы, чем в контейнерах. В тех случаях, когда приходится объединять грузы, отправляемые различными изготовителями, баржи могут заменять складские помещения. Груз передают в баржи по мере поступления в порт. Загруженные баржи отводят на специально выделенную акваторию, где они ожидают прихода судна. Отметим недостатки системы перевозки грузов в баржах. Баржа часто является слишком крупным объединением грузов, превышающим запросы одного отправителя или получателя. Поэтому она не может быть направлена в один адрес, что приводит к дополнительным грузовым операциям. Передвижение барж ограничено внутренними водными путями. Максимальная осадка, допускающая движение по внутренним путям Европы и Северной Америки, составляет 2,7 м, поэтому баржи зачастую должны быть недогружены. Баржевозы в большой степени зависят от климатических факторов. Зарегистрированы случаи, когда появление льда на реках и озерах полностью останавливало передвижение барж. Проводка барж по внутренним водным путям выполняется сравнительно медленно, что ограничивает возможность транс­портировки дорогостоящих сельскохозяйственных и скоропортящихся продуктов.

Читайте также  Стрелы-тяжеловесы. Варианты оснастки стрел-тяжеловесов

Стоимость постройки судов-баржевозов оказывается примерно на 30 % дороже контейнеровозов с той же провозоспособностью. Исследования и проектные разработки по созданию более совершенных способов грузообработки и систем транспортировки продолжаются. Появились предложения сократить время погрузки контейнеровозов за счет предварительного объединения в один подъем нескольких контейнеров. Патентуются схемы, в которых судно принимает на борт один крупногабаритный контейнер и т. д. В связи с этим все более актуальным становится совершенствование методов оценки эффективности средств грузообработки в морском транспорте.